Миасский завод доильного оборудования
(3513) 26-01-96
(3513) 28-97-89

Российские аграрии смогут покупать больше комбайнов иностранного производства

Евразийская экономическая комиссия пересмотрела систему квот на ввоз в Россию иностранных комбайнов, которая была введена после вступления нашей страны в ВТО. Внесенные поправки исправили юридический казус, вследствие которого большинство квот остались нераспределенными.

Вступление России в ВТО усложнило и без того непростую жизнь отечественным производителям сельхозтехники. Многие фермеры предпочитают покупать иностранную технику, в том числе и комбайны, и раньше баланс на рынке поддерживали относительно высокие пошлины (15% и более) на ввоз техники из-за границы. Однако сейчас пошлины снижены до 10%, а для некоторых категорий техники и до 5%, в связи с чем спрос на комбайны российского и белорусского производства стал резко падать.

Логотип ВТО

Сразу три государства – Россия, Беларусь и Казахстан – в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решили поддержать отечественных производителей введением квот на ввоз иностранных комбайнов. Система квот начала действовать в 2014 году, но уже проявились ее недостатки. В частности, юридический казус привел к тому, что при норме 424 комбайна квоты были получены на ввоз только 44 машин.

Связано это с тем, что закон предусматривает распределение квот только между экспортерами, работающими в России свыше 3-х лет, однако заявки на квоты подали дилеры и другие юрлица, которые не подходят под формальные требования, прописанные в законе. Тем самым, на 2014 год остались нераспределенными квоты на 380 комбайнов, которые ждут отечественные аграрии.

Комбайн иностранного производства

ЕЭК в срочном порядке принялась за решение сложившейся проблемы, и изменила порядок распределения квот. Теперь оно будет двухэтапным: сначала квоты будут получать производители с опытом работы в России свыше 3-х лет, а за оставшиеся квоты смогут побороться все желающие компании. При этом повторные заявки на квоты можно будет подать уже 1 апреля, а не 1 июня, как это было предусмотрено ранее.

Здесь интересно отметить, что отечественные производители комбайнов стали резко терять свои позиции в конце 2000-х годов: с 2009 года наблюдается рост импорта до 20%. А за весь 2013 год в Россию было поставлено около 700 – 750 машин из-за рубежа (общий объем проданных комбайнов, включая российского и белорусского производства, составил 5000 машин). Это привело к сопоставимому падению уровня (на 23%) продаж отечественных и белорусских комбайнов, и ситуация только ухудшается.

Вид из кабины современного комбайна

Но ни поддержка отечественного производителя, ни квоты не смогут кардинально улучшить ситуацию – сами фермеры делают выбор в пользу более дорогих, но более качественных комбайнов иностранного производства. И спасти отечественное комбайностроение может только выход на новый уровень качества продукции, а когда это случится, и случится ли вообще – сказать просто невозможно.